PickPickPick Суббота, 21.06.2025, 05:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Июнь » 22 » Страничка истории: возникновение поселка Октябр�
22:27
 

Страничка истории: возникновение поселка Октябр�

Страничка истории: возникновение поселка Октябрьский

История поселка Октябрьский насчитывает уже более 600 лет, и берет свое начало в XVI веке.

Современный Октябрьский возник на месте старинного поселка Балятино. По одной из версий, название поселения связано с особенностями рельефа, который преимущественно был затянут болотами: «болото» — «Балятино».

Первое в истории упоминание о Балятине связано с древним захоронением вятичей - «Балятинским курганным могильником», отмеченным на карте окрестностей Московии XIV века. На территории Московской области в настоящее время найдено более трех тысяч погребений, а на территории современного Октябрьского советскими археологами были раскопаны сразу два кургана.

Схема курганов
Рис. 1. Схема курганов на территории Московской области, курганы 40-41располагаются в Октябрьском.

В процессе раскопок были обнаружены украшения и хозяйственная утварь, которые были отнесены к первой и второй половиной XII века.

Таким образом, история поселка Октябрьский насчитывает почти девять веков истории.

Октябрьский нисколько не уступает по возрасту Москве, год основания которой принято считать – 1147, и втрое старше таких городов-гигантов как – Екатеринбург – 1704 г., и Челябинск – 1736 год.

Астраханский тракт

Первая отметка «Балятино» датируется 14 веком. Она появилась на старой карте Московии. Поселок Октябрьский располагался на Астраханском тракте (теперь Рязанское шоссе), по которому бородатые осанистые купцы везли в первопрестольную тарань, белугу, осетра, дорогие восточные шелка, пряности, сладости, хлеб, овес, гнали лошадей, везли фрукты и овощи. На территории поселка издавна находился постоялый двор, где купцы и путники могли переночевать, отдохнуть, сменить лошадей.

Астраханская дорога или тракт – одна из старейших дорог, связывающих Москву с соседними крупными городами. Она берет свое начало из ХIII века. Тогда по этому пути двигались на Русь многочисленные орды грозного татарского хана Батыя. Позднее тракт прозвали Ордобазарной большой дорогой. После распада Золотоордынского ханства эту дорогу стали именовать Ногайским шляхом. Возможно, по нему шел со своим войском и Мамай, направляясь к Дрыченской дороге, где потом стоял потом целый месяц. По Астраханскому тракту шли на Куликовскую битву полки Дмитрия Донского. Иван Грозный возвращался этой дорогой после взятия Казани, а в 1606 году восставшие крестьяне под руководством Ивана Болотникова шли по нему на Москву.

Путешествия из Астрахани в Москву были затруднительны и опасны вплоть до XVIII столетия. На всем протяжении этой пустынной дороги путешественники не могли ни найти продовольствия, ни укрыться от дождя и зноя. Мало того, на каждом шагу их подстерегала опасность. Не давали покоя шайки грабителей и орды кочевников. Поэтому в дальнюю дорогу по Астраханскому тракту путники отправлялись большими караванами, в сопровождении хорошо вооруженной охраны. На ночь разбивали лагерь, огораживая его со всех сторон повозками и выставляя часовых. В различных актах XVIII столетия, часто давались советы и указания, чтобы путники в дороге держали «великое бережение», высылая впереди себя разъезды, а ночью на станах выставляли бы зоркие и чуткие караулы.

По распоряжению Петра I в 1722 году для скорейшего сообщения по служебным и частным делам от Москвы до Астрахани была учреждена почта. С тех пор эта старая дорога и стала во всех официальных бумагах и документах именоваться Астраханским почтовым трактом. Народ же по-прежнему называл ее шляхом, но уже не Ногайским, а Астраханским. Тракт шел от Москвы через Коломну, Зарайск, Скопин на Новохоперскую крепость, далее казачьими станицами на Царицын, а потом по правому берегу Волги на Астрахань.

Почтовый тракт в ХIХ веке
Рис. 2 Почтовый тракт в ХIХ веке.

По тракту проезжали экипажи и кареты с вельможами и купцами, мчались курьеры со срочными донесениями. Любопытно, что Астраханскому шляху в царствование императрицы Елизаветы Петровны из Астрахани в Москву и в Петербург ходила особая, так называемая «фруктовая» почта. В специально оборудованных тележках она доставляла фрукты для императорского двора.

Так как Астраханский тракт содержался неисправно (дорожники и тогда смотрели за вверенной им дорогой поскольку - постольку), то здесь даже возник особый промысел «выручения проезжих», увязавших в топкой гати. Этот тягостный для проезжих промысел прекратился только после проведения рядом железной дороги Рязанского направления.

В конце шестидесятых и в начале семидесятых годов XIX столетия на юго-востоке России вступили в строй железные дороги, и Астраханский тракт утратил свое значение. Упразднились все конно-почтовые станции, закрылись корчмы и постоялые дворы. Тракт стал обычной проезжей дорогой. В настоящее же время отдельные участки Астраханского тракта стали отличными профилированными дорогами».

Палашный завод

В начале XVII века земли в окрестностях реки Пехорки (в том числе Балятино) были пожалованы Петром I своему фавориту Александру Меншикову. Позднее царь решил построить тут палашный завод (палаш — сабля конника).

А в 1712 году между Российской империей и иноземцем – шпажных дел мастером Францем Люботеем, был заключен контракт на выделку палашей по 10 тысяч в год, сроком на три года. Войны, которые проводил Петр I, требовали много вооружений.

Педантичный и суровый немец Франц Люботей выдвинул свои условия:

  • выделить ему место на реке Яузе или близко к Москве на устройство мельницы, дворов и прочего, на что ассигновать две тысячи рублей;
  • дать ему, тридцать кузнецов-умельцев, доброго обхождения, на здоровье не жалующихся, да еще двадцать помощников от 20 до 30 лет. И быть им под командою его три года и учил бы их Люботей художеству (ремеслу) со всяким тщанием;
  • одежда у работников должна быть единой формы с особыми метками. Кузнецам на платье знаки положить, какие пристойно ему, Люботею, а иным таких знаков не носить;
  • на всякий случай подстраховался: если кто умрет или заболеет, дать новых рабочих, чтобы всегда в наличии было пятьдесят;
  • если же, говорится далее в кондициях, отработав положенные три года, он, Люботей, пожелает вернуться в свое отечество и обучит к тому времени всех или более половины кузнецов искусству делать добротные палаши, то выплатить ему, Люботею, деньги, а нет – отобрать у него завод безвозмездно.

В 1722 году по указу Петра I для нужд палашного завода была возведена большая плотина, образовавшая обширное озеро. По преданию, Петр лично участвовал в замерах совместно с местными крестьянами. Возле плотины и построили казенный завод по всем правилам механики и гидравлики, а также жилой корпус и баню.

Работали на заводе в основном каторжники, пленные и беглые крестьяне. У Франца Люботея в мельнице-кузнице трудились даже пленные шведы (Полтавская битва была в 1709 году), повстанцы-холопы армии Болотникова, другие арестанты и беглые рекруты.

С немецкой пунктуальностью мастер Люботей выполнил все условия договора: поставил тридцать тысяч первосортных клинков военному ведомству.

Драгунские палаши 1700-1732 гг
Рис. 3 Драгунские палаши 1700-1732 гг.

В настоящее время о старом палашном заводе напоминают лишь два сооружения, более или менее сохранившиеся с тем времен:

  • Рядом с окутанной черным дымом трубой фабрики имени Октябрьской революции стоит облупленное здание. По-нашему – это Старый Двор. В Петровское время – это была фабрика-тюрьма;
  • Сквозь зыбкое марево, плывущее над долиной, еле-еле проглядывались очертания какого-то колдовского, призрачного замка-крепости – это и есть остатки сооружения Франца Люботея.

Текстильная столица. Рождение Октябрьского

Свежий московский ветер, вновь ожививший промышленность Балятино подул лишь в 1734 году при императрице Анне Иоанновне. Её указом завод был принят в артиллерийское ведомство. Оружия империи больше не требовалось, и палашный завод был переоборудован в суконную фабрику для выделки армейского сукна, а со временем стал выпускать и походные палатки для армии.

С тех пор фабрика несколько раз меняла хозяев, но ее бурное развитие пришлось на Полиевкта Тихоновича Шорыгина. В 1909 году тот отправляется в Англию, где знакомится с работой автоматических станков системы «Нортрон». И 6 января 1912 года, с его подачи, на фабрике запускаются новые цеха, оснащенные 722 английскими автоматическими станками. Это была первая в России фабрика с новейшим технологическим оборудованием.

Один из цехов фабрики Шорыгиных. 1912-1914 года
Рис. 4 Один из цехов фабрики Шорыгиных. 1912-1914 года

13 февраля 1921года фабрику посетил В.И.Ленин, а с 1922 года фабрика носит название «Октябрьской революции».

Переименование поселка Балятино в Октябрьский произошло в 1964 году, а уже в 70-е годы он получает статус рабочего поселка.

История школы

В сентябре 1915 года при текстильной фабрике была открыта 2-летняя школа для детей рабочих. В 1924 году школа стала Балятинской школой-семилеткой Бронницкого уезда Московской губернии. В 1934 году она становится средней. А в начале 1960-х годов учебное заведение получило название - Октябрьская средняя школа № 53.

Рис. 8 Средняя общеобразовательная школа №53
Рис.5 Средняя общеобразовательная школа №53

Источник: http://oktyab.ru/oktyabrskij/balyatino/
Просмотров: 8181 | Добавил: anybend | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Июнь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025Сделать бесплатный сайт с uCoz